Skip to main content

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУКА

С.Р.Шейхмамбетов., З.О.Каримова преподаватели кафедры русской литературы и методики её преподавания ДжГПИ им. А.Кадыри.   Аннотация: В данной статье рассматриваются две стороны учебного процесса: деятельность ученика по приобре­тению знаний и умений деятельность учителя по управлению деятельностью учащихся. Таким образом, можно сказать, что методика преподавания есть наука обучения и учения. Annotation: This article discusses two aspects of the educational process: the activity of the student in acquiring knowledge and skills; the activity of the teacher in managing the activities of students. Thus, we can say that teaching methodology is the science of learning and teaching.           Ключевые слова и фразы: методика преподавания, обучения и учения, знаний, умений и навыков, единствен­ное условие.           Key words: methods of teaching, learning and learning, knowledge, skills and abilities, the only condition. Методика преподавания того или иного предмета есть наука о процессе учения как управляемом процессе приобретения зна­ний, умений и навыков». Такое определение подчеркивает две стороны учебного процесса: деятельность ученика по приобре­тению знаний и умений (процесс учения); деятельность учителя по управлению деятельностью учащихся (процесс обучения). Таким образом, можно сказать, что методика преподавания есть наука обучения и учения. Таково современное определение содержания методики преподавания. С ним несколько расходит­ся традиционная точка зрения, по которой методика есть наука о процессе обучения, то есть о деятельности учителя по форми­рованию им у учащихся знаний, умений и навыков. Среди, правда, небольшой части преподавателей (особенно вузовских) существует и другой взгляд на методику препода­вания. Эта часть преподавателей утверждает, что хорошее зна­ние науки, основы которой изучаются в школе, есть единствен­ное условие успешного обучения учащихся. Другие полагают, что методика преподавания не наука, а искусство, дар, кото­рым обладают немногие. Защитники таких взглядов отрицают возможность и нуж­ность методики преподавания как науки. Сведение преподава­ния к передаче основ той или иной науки означает, что в учеб­ном процессе есть только один активный его участник — учи­тель. Ошибочность такой позиции утверждает сама школьная практика. Признание же, что методика преподавания — природ­ный дар, исключает возможность овладения педагогическим мастерством широкими учительскими массами. Нужно сказать, что сейчас довольно редко отрицается важ­ность методики преподавания как особой науки. Более того, ны­не стало очевидным, что именно этой науке в первую очередь обязаны переход средней школы на новое содержание образо­вания и грандиозные успехи интенсификации начального обу­чения в советской школе. Однако в отношении возможности и необходимости сущест­вования и развития методики преподавания русской литературы в национальной школе как науки все еще имеют место скепти­ческие и недоверчивые суждения. Правда, признается, что не­которые проблемы методики преподавания русской литературы имеют свое специфическое решение в национальной школе, но они связаны главным образом с одним вопросом — нахождени­ем путей обогащения учащихся второязычным словарным запа­сом. Решение этой задачи, мол, и приведет к успешному изуче­нию русской литературы. Сам же процесс её изучения, методика её преподавания опре­делены методикой преподавания русской литературы в русской школе, так как содержание и цели изучения русской литера­туры. У методики преподавания русской литературы в национальной школе есть свои проблемы, решить которые должна и может только она, а не другие науки. Является ли наукой методика преподавания русской лите­ратуры в национальной школе? Известно, что должны быть три условия существования любой науки:
  1. Свой предмет исследования.
  2. Общественная необходимость этого исследования.
  3. Разработанные данной наукой методы исследования.
У методики преподавания русской литературы в националь­ной школе свой предмет исследования — русская реалистиче­ская литература как второязычная в ее восприятии носителями инонациональных нравственно-художественных и языковых тра­диций. Общественная необходимость методики преподавания как науки, опреде­ляется задачей дальнейшего расцвета и сближения духовной культуры двух народов. Задачей воспитания и эстетического обогащения личности ученика национальной школы, расширения его языковых возможностей, необходимых для овладения высотами знаний. Говоря об об­щественной важности можно заключить, что в системе челове­ческих знаний должна и может иметь место особая наука — методика преподавания русской литературы в национальной школе. Что же составит содержание этой науки? На какие воп­росы она должна ответить? Прежде всего, на вопрос «Что преподавать?», т. е. определить и раскрыть основы науки, которая представлена данным учеб­ным предметом, определить содержание образования, содержа­ние знаний, без которых невозможно приобретение умений и навыков. Не так просто решить эту проблему, если учесть, что в сред­нем звене национальной школы русская литература как учеб­ный предмет довольно заметно отличается от характера этого предмета в старших классах, где он выступает как феномен словесного искусства. А это значит, что содержание образова­ния в национальной школе при изучении русской литературы не однозначно на разных концентрах обучения и не может быть сведено только к литературному образованию, усвоению основ литературной науки. Методика литературы как педагогическая наука исследует деятельность участников учебного процесса изучения русской литературы, деятельность учителя и учащегося. Это значит, что методика должна ответить на вопросы «Как учить?» и «Кого учить?». Таким образом, в содержание (предмет) методики вхо­дит исследование процессов обучения (деятельность учителя) и учения (деятельность учащихся). Для методики преподава­ния русской литературы в национальной школе такое исследо­вание сугубо специфическое — это исследование процесса пре­подавания инонациональной по языку и художественным тра­дициям литературы и билингвистической мыслительно-речевой деятельности изучающего эту литературу. А это значит, что в круг методических исследований долж­ны войти характерные именно для национальной школы проб­лемы эстетико-психологического и речевого характера, в част­ности:
  1. определение особенностей подготовки русских словесников из молодёжи местной национальности, носителей нерусских культурных традиций;
  2. исследование взаимовлияния на нравственно-эстетическое и речевое развитие учащихся изучения родной и русской лите­ратур;
  3. проблема переноса знаний и умений при изучении родной и русской литератур и т.д.
В результате этих и других исследований должны быть оп­ределены методы и приемы обучения и очерчен круг, умений и навыков, который обеспечивает усвоение учащимися знаний, отвечает на вопрос «Как учиться?». При изучении русской ли­тературы это будут умения и навыки, позволяющие извлекать информацию, заключающуюся в художественном и нехудожест­венном текстах. Итак, можно сказать, что методика литературы должна от­ветить на три вопроса: 1) Что преподавать? Содержанием ос­нов какой науки овладевают учащиеся при изучении русской литературы и каков объем этих основ? 2. Каковы особенности учебной деятельности учителя и учащихся в условиях изучения второязычного предмета? 3. Каковы методы и приемы обуче­ния, каков круг умений и навыков учения? И если все ответы будут даны верно, то можно предвидеть, что и школьная практика преподавания русской литературы значительно продвинется вперед. Имеет ли методика преподавания второязычной (русской) литературы как наука свои методы исследования? Пользуясь методами исследования ряда смежных наук, ме­тодика преподавания русской литературы в национальной шко­ле разрабатывает и собственные, постоянно действующие в ней методы исследования, в частности такие, как:
  1. Метод выявления специфически национального характера восприятия учащимися русской литературы и речевого воспроизводства получаемых знаний.
  2. Метод со творческого приобщения к иноязычному словесно-художественному искусству.
Об этом методе глубоко и верно говорил известный методист Л.А.Шейман: «В национальной школе это метод со творческого биэтноэстетического приобщения к русской литературе, т.е. приобщения, организуемого на основе педагогического сопряжения двух национальных словесно-художественных культур (би-от греч. «два», этноэстетика-эстетика национальной художественной культуры)». Этот метод требует постоянного сопоставления поэтических систем русской и  родной литератур.
  1. Метод речевого пути воспитывающего и развивающего обучения при изучении русской литературы в условиях складывающегося продуктивного билингвизма учащихся.
  2. Метод структурного анализа текста как речевой продукции в целях усвоения учащимися закономерностей создания авторской и своей речевой продукции.
Указанные четыре метода обучения, как мы убедились, соот­ветствуют логике познавательного процесса, как он протекает при изучении второязычной (на русском языке) литературы. А это значит, что они становятся средством управления этим процессом. Литература
  1. Djalmatova, Z. (2020). Формирование познавательного интереса при интерактивном подходе . Архив Научных Публикаций JSPI, 1(54).
  2. Н. И. Кудряшев. Об эффективности занятий по литературе, ж. «Ли­тература в школе», 1970, № 4; 1972, № 2.
  3. Шейхмамбетов, С. Р. (2015). Современная методика оценки результатов обучения. Молодой ученый, (11), 1516-1519.
  4. В. А. Никольский. Методика преподавания литературы в средней школе. М., «Просвещение», 1971 (гл. «Методика как наука»),
  5. Khodjimetova, D. (2020). Использование интерактивных методов на занятиях по литературе: Передовые педагогические технологии коренным образом меняют роль преподавателя и студента . Архив Научных Публикаций JSPI, 15(1).
  6. Pardaeva, Z. (2020). Применение инновационных технологий на занятиях по развитию речи в неязыковых группах. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(95).
  7. Kasimova, F. (2020). Пути реализации технологии инновационного обучения в общеобразовательной школе. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(96).
  8. Шукурова, Феруза. «Фразеология на уроках русского языка и литературы.» актуальное в филологии 3.3 (2021).
  9. Sheyxmambetov, S. (2020). Возможности компьютерных технологий при обучении русскому языку в вузах. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(89).
  10. Каримов Н.М., Каримова З.О «Технологии активного и проблемного обучения, их применение в преподавании литературы».