Skip to main content

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Эргашев Улугбек Эркинович. Старший преподаватель Джизакского государственного педагогического университета. Хусанов Мизроб Тоир угли. Студент факультета русского языка и литературы Джизакского государственного педагогического университета. Аннотация: Методика, как и педагогика, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определённые аспекты формирования личности: этим обусловлены её связи с другими науками. Ключевые слова: основы методики, языкознание, развитие речи, формирование умений, усвоение языковых понятий. Последние два десятилетия ознаменованы серьёзными изменениями в общественно-политической и культурной жизни нашей страны. Смена идеологических установок привела к многообразию типов школ, методик, программ, учебников. «…стало необходимым введение стандартов, определяющих минимум знаний, умений, развития учащихся, обязательный для всех вариантов образования. Широко применяются инновационные методики («инновация» её авторами переводится как «движение к новому»), направленные на высокую познавательную активность учащихся, увлечённый поиск, их речевое творчество» [2]. Философия обеспечивает методологические основы методики, понимания целей и задач обучения русскому языку. Теория познания утверждает, что путь к истине проходит этапы чувственного и рационального познания и завершается проверкой на практике. Рациональное познание осуществляется средствами языка, и всё огромное информационное богатство, накопленное человечеством и каждым отдельным народом, сохраняется и передаётся новым поколениям с помощью языковых единиц – слов, словосочетаний, предложений, текстов. «Усвоение языка – это связь времён, это овладение духовным наследством многих поколений» [3]. Язык является совершенным средством познавательной деятельности. Обучение языку формирует мировоззрение школьников, включает их в социальную жизнь. Изучение языка развивает интеллект, оно должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам и направленным на овладение речевыми умениями. Говорение и письмо – это устное и письменное выражение мысли. Поскольку рациональное познание опирается на познание чувственное, постольку и усвоение языка должно быть постоянно связано с реальностью: слово – с его денотатом, текст — с фактами жизни. Общество не может жить, не пользуясь языком, этим важнейшим средством человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором не применялся бы язык как выражение их мыслей, чувств и воли для достижения взаимопонимания между ними. И нет ничего удивительного в том, что люди с течением времени заинтересовались своим постоянным спутником – языком и создании науку о нем. Эта наука теперь называется языкознанием, или лингвистикой. Знание просто необходимо для тех, чья профессия связана с преподаванием или исследованием языка, оно необходимо и тем людям, которым приходится применять язык как орудие профессиональное (учителям, пропагандистам, лекторам, журналистам, писателям и т.д.). Некоторые ученые признали язык явлением биологическим, поставили его в один ряд с такими явлениями жизни человека, как способность есть, пить, ходить и т.д. Получилось, что язык якобы наследуется и заложен в самом биологическом существе человека. Можно говорить о том, что сущность языка мы видим в его специфическом общественном применении – в качестве важнейшего средства общения людей. Основные функции языка говорят о том, что язык – явление общенародное, а не классовое [2]. Все люди, независимо от их принадлежности к отдельным классам и социальным или профессиональным группам, нуждаются в общении. Все люди нуждаются в том, чтобы думать и выражать то, что они думают. Познание завершается проверкой на практике, изучение языка должно быть построено таким образом, чтобы изученные его единицы действительно использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся: в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности. Язык тесно связан с сознанием и мышлением, так как мысль материализуется в речи, в языковых формах. С помощью грамматики мы формируем мысль, придаём ей чёткость и законченность. Система грамматических форм как бы упорядочивает наше мышление. Например, изучение видов сложного предложения не самоцель, а одно из средств совершенствования мысли, доведение её до высокого уровня стройности, чёткости, доказательности, последовательности. Методика тесно связана с психологией, так как обе науки изучают развитие речи и мышления школьников, а также процессы восприятия учебного материала, его запоминания и воспроизведения. «В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов» [3]. Психология изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи – говорения и восприятия чужой мысли. «В психологии раскрываются ступени учебных действий, выделяются их этапы: мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольнооценочные действия учащегося» [2]. «В последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельностью учащихся; всё более актуальной становится проблема психологии общения школьников с компьютером» [3]. Методика тесно связана с дидактикой. Дидактика вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся. При учебно-воспитательной работе учитывание определённых душевных особенностей ребёнка даёт учителю возможность пользоваться такими педагогическими методами и средствами, которые соответствуют возрастным требованиям и возможностям ребёнка. Здесь, обязательно, надо учесть индивидуальные различия детей, уровень умственного развития, особенности психологической деятельности. Умственное развитие характеризуется тем, что отражает в детском сознании и как происходит это отражение. Психологи отметили характеристику умственного развития как его критерии:
  1. Скорость усвоения материала или темп его восприятия; 2. Сжатость мышления, определяемого количеством обдумываний. 3. Уровень аналитико-синтетической деятельности;
  2. Приёмы переноса умственной деятельности, сформулированной в другом объекте, на основе изучения одного объекта. 5. Уметь самостоятельно систематизировать и обобщать полученные знания. Обучение каждому предмету должно быть построено так, чтобы оно дало максимальную пользу умственному развитию учеников. Очень важное значение имеет создание у учеников мастерства систематизировать и обобщать получение по предмету знаний, умение самостоятельно работать с разными литературными источниками, сравнение фактов, полученных из разных пособий, по одному или другому вопросу. У детей младшего школьного возраста физическое психологическое развитие отличается своей особенностью [1].
В курсах дидактики бывают представлены различные классификации методов. Могут быть названы методы репродуктивные, поисковые, проблемные. Некоторые дидакты называют методы лекционный, практический, метод упражнения, метод анализа или синтеза, дедуктивный, индуктивный, метод языкового анализа, коммуникативный метод, генетический (при изучении словообразования, например), метод решения орфографических задач (по проверке орфограмм), который может быть отнесён к числу поисковых методов и пр. Многие дидактические понятия и термины используются и в методике: урок, учебник, умения, цели обучения, воспитывающее обучение и др. Системный подход требует моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит модель «языковой личности». В её основу положен социальный заказ. Приступая к обучению школьников, учитель должен ясно представить себе, какие языковые умения, способности будет иметь молодой человек, прошедший нашу систему обучения. Теория системного подхода как совокупность общепризнанных принципов и методов научного познания получила развитие в трудах таких учёных-методистов, как Э.Д. Днепров, Л.Ю. Максимов, и др. Литературный язык в последнее время испытывает активную атаку со стороны бытовой лексики, вторжение иноязычной лексики. Это существовало всегда, и в любой живой язык на протяжении всей истории противостоял таким атакам, умея развиваться и сам себя защищать. Литературная норма всегда предполагает сохранение функционально-стилистически дифференциальных вариантов, потому что любая система тем более устойчива, чем сложнее её структура. Любое чрезмерное упрощение языковой системы может лишь её способности выполнять присущие ей разнообразные функции, вытеснить её из традиционных сфер употребления [1]. Характерной особенностью интереса к знаниям является то, что он имеет интеллектуальный характер: вызывающий интерес субъект помогает определить новые стороны предмета, открыть значение наблюдаемых событий, понять причинно-следственные связи. Если учитель сумеет пробудить в ученике интерес к своему предмету, то у учащихся появляется возможность для самостоятельных творческих работ; они будут стремиться к знаниям, решению трудностей на пути к получению знаний [3]. Личностные качества учителя, его деятельность на уроке, личный пример является основными источниками появления у учащихся интереса к знаниям. Для учеников важное значение имеет и авторитет учителя, и его доверие к ученикам. Правильность речи – это ее соответствие литературным нормам, которые стремятся соблюдать всякий культурный человек. Слушатели обычно воспринимают не нормативность как показатель недостаточной образованности, низкого уровня общей культуры говорящего. По вопросу, что такое культура речи, у ученых единого мнения нет. Некоторые лингвисты считают, что культура речи – это умение говорить и писать правильно. Другие утверждают, что культура речи – это способность излагать свои мысли просто, логично, доступно. Третьи – что культура речи сводится к умелому использованию средств выразительности языка. Четвертые – это точность, краткость, и национальная самобытность – главные достоинства нашей речи. Значительные изменения в программах средней школы вызваны утверждением коммуникативного подхода в обучении русскому языку как родному. В программы были введены многие речеведческие понятия, такие, как «текст», «типы текста», «стили текста» и т. п., обусловившие усиление коммуникативной направленности в преподавании русского языка. В последние годы большое внимание уделялось проблеме развития связной речи учащихся, в частности такого ее аспекта, как работа над выразительными языковыми средствами текстов разных стилей на уроках русского языка и литературы. На рубеже веков акценты переместились с изучения языка на изучение речи, а внимание учёных переключилось с объекта изучения (языка) на субъект речевой деятельности (человека). Этот факт предопределил значительное усиление так называемого антропоцентрического подхода (от греч. anthropos – человек). В рамках этого подхода человек выступает в качестве точки отсчёта для всех научных построений. Так, согласно антропологическому подходу, акценты перемещаются на деятельность школьника по усвоению языка, на правление этой деятельностью, на речевое развитие и саморазвитие личности» [1]. Литература:
  1. Архипова Е.В. и др. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. Пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Балыхина Т.М. Содержание и структура профессиональной компетенции филолога. М.: 2000.
  3. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. учебник для студ. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьника. -М.: Просвещение, 1976.
  5. Ковалев А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1970.
  6. Усова А.В. Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение,1981.