Skip to main content

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (А.Н.ОСТРОВСКИЙ «БЕСПРИДАННИЦА»)

Мамиров А.М., стажер-преподаватель ДжГПУ Аннотация В данной статье нами предпринята попытка на примере пьесы Островского раскрыть своеобразие изучения драматических произведений в школе. По мере необходимости обращались к осмыслению таких понятий, как литература, жизнь, основной закон жизни, пути освоения жизни. Ключевые слова: драма, театр, конфликт, кульминация, сюжетная линия, ремарки. Annotation In this article, we attempt to use the example of Ostrovsky’s play to reveal the peculiarity of studying dramatic works at school. As necessary, they turned to understanding such concepts as literature, life, the basic law of life, and the ways of mastering life. Keywords: drama, theater, conflict, climax, storyline, remarks. Annotatsiya Ushbu maqolada  rus yozuvchisi A.N. Ostrovskiy  pyesasi misolida maktabda dramatik asarlarni  o’rganishning o’zigaxosliklarini ochib berishga harakat qildik. Adabiyot, hayot, hayotning asosiy qonuni, hayotni o’zlashtirish yo’llari kabi tushunchalarni idrok etishga imkon boricha e’tibor qaratdik. Kalit so’zlar: drama, teatr, kelishmovchilik, kulminatsiya, syujet chizig’i, remarklar. Сейчас более чем очевидно, что для дальнейшего развития человека очень важно понимать суть литературы как вида искусства, основные её качества, степень ее человечности, насколько она пригодится нам в жизни. В этом отношении важно, чтобы учащиеся воспринимали художественную литературу как «учебник» жизни. Проф. Г.А Гуковский писал по этому поводу: «Понять идею литературного произведения — это значит понять идею каждого из его компонентов в их синтезе и в их совокупности». При работе над драмой «Бесприданница» мы использовали труды Г.А.Гуковского, В.В.Виноградова, Н.Я.Мещерякова [1]. При анализе творчества А.Н. Островского («Бесприданница») выясняем идейно-тематическую основу произведения,  выявлям линую сюжета, обращаем внимание на особенных компонентах пьесы. Останавливаем внимание на таких вопросах: — стилистическое единство всех компонентов. — своеобразие языка действующих лиц. —  авторская позиция. Как  нам представляется, очень важно при анализе пьесы подчеркнуть характеры персонажей, полные драматизма и комизма. Обращаем внимание на то, как подан автором лиризм, возвышенные чувства героины Как известно, в методике преподавания даются разные пути работы по творчеству Островского. Четкое следование за автором даёт возможность тщательно наблюдать над стилем, над мастерством писателя, в том числе над мастерством психологического анализа. Островский показывает художественную взаимосвязь однородных черт, которые проявляются в разных положениях русской жизни. При этом он не забывает и об их глубоко-личных свойствах. Необходимо отмечать проблему традиции, стилевой переход от «Грозы» к «Бесприданнице». В «Грозе» показана дореформенная существенность. Страшна была власть Диких и Кабаних…. Тем не менее время идёт, меняются условия, меняются люди в жизненном образе и поведении. На замену неграмотным Диким и Кабанихам возникал и формировался другой вид дельца, буржуа-это делец, миллионер Кнуров, Вожеватов и дворянство, и люди, которые приспосабливаются к закону капитализма (Паратов, Огудалова). Тщательное чтение пьесы позволит учащимся отметить, что Островский сатирически разоблачает этот сорт людей. Обращаем внимание учащихся на искусстве Островского создавать образы-персонажи, живых людей в зависимости от времени.  Учащиеся находят в тексте необходимые доказательства, приходят к выводу, что эти образы индивидуализированы, у каждого своя воля, свой взгляд на жизнь. При таком поиске, учащиеся могут в полном формате понять и объяснить значительные различия между Огудаловой и Кабанихой в отношении к жизни. Учащиеся понимают, что старозаветную, бешеную, неграмотную Кабаниху заменила сообразительная Огудалова. От неуклюжей и хамской фигуры Дикого несколько отличаются Вожеватов и Кнуров. Интересным представляется рекомендации проф. В.П. Медведева, который для обзорного изучения пьесы «Бесприданница» следующие методы: — разбив класс на группы, предложить им подготовить сообщения о героях пьесы и их взаимоотношениях. — по каждой теме можно дать план или поставить ряд вопросов, на которые ученики ответят в своих сообщениях. — на уроке одни ученики выступают как докладчики, другие как их оппоненты. Скажем, для изучения пьесы Островского «Бесприданница» можно предусмотреть следующие темы: Тема№1 «В цыганском таборе» (Лариса и ее мать) — Что узнаем мы о нравственном облике и жизненных принципах Хариты Игнатьевны Огудаловой? — Как она относится к Вожеватову, Паратову, Карандышеву, Кнурову? Как ее речь меняется при разговоре с разными людьми? — Как относится мать Ларисы к ней и какую роль играет в ее жизни? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в третьем явлении второго действия о жизни в деревне, о Карандышева? — С какой целью вводит Островский в текст второго действия романсы «Не искушай меня без нужды…», «Матушка – голубушка»? Тема №2 «Я любви искала и не нашла» (Паратов и Лариса) — Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица – Кнуров, Вожеватов, Карандышев? — За что полюбила Паратова Лариса? — Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются в его взаимоотношениях с Ларисой? — В чем разницы и сходство между Печориным и Паратовым? Тема №3 «Я вещь, а не человек» (взаимоотношение Ларисы с Кнуровым и Вожеватовым) — Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»? — Как описывает Островский взаимоотношения между купцами? — Как характеризует Вожеватова и Кнурова их отношение к Ларисе? В чём выразилось бездушие, расчетливость и цинизм этих отношений? Тема №4 «Я ваш хозяин» (Лариса и Карандышев) — Кто такой Карандышев? Как держится он с Кнуровым, Паратовым, Вожеватовым и другими героями пьесы? — Как складывается взаимоотношение Карандышева с Ларисой? В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает? Таким образом, мы можем сделать вывод о том, при творческом подходе к драматическим произведениям очень важно использовать активные методы обучения. И только тогда мы сможем достаточно полно раскрыть смысл пьесы и достичь планируемых результатов. Обобщить эти сведения можно предложив учащимся написать сочинения творчеству Островского. Список литературы:
  1. Г.А.Гуковский, «Изучение литературного произведения в школе» методологические очерки. М: Просвещение 1966г 145-147стр.
  2. В.В.Виноградов, «Сюжет и стиль»  — Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1963. – 86-92 с.;
  3. Практикум по методике преподавания литературы: Учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией Богдановой. -М: Издательский центр «Академия» 1999 стр. 84-86
  4. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение 1971 стр. 164-165.
  5. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под ред. З.Я. Рез Просвещение 1977 стр.235-243
  6. Медведев В.П. «Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении» М.: Просвещение 1977г 144-стр
  7. Голубков В.В. «Методика преподавания литературы». Учебное пособие для студентов педагогических вузов. –М: Просвещение 1995 647 стр.
  8. Карягин А.А. «Драма как эстетическая проблема», -М: Просвещение 1974г -520стр