Skip to main content

Рол  изучения  родного языка в формировании грамматических навыков учащихся  начальных классах.

Исмаилова Д.  преподаватель кафедры методики  начального   образования Тогаева Н.  студентка 1 курса факультета начального образования Русский язык — один из богатейших языков  в мире, в этом нет никакого сомнения. — В. Белинский         Аннотация:  В данной статье мы раскроим несколько вопросов, обсудим вопросы изучения  русского  языка, каково его происхождение, цели и задачи этого предмета. Рассмотрение процесса преподавание русского языка в начальных классах. Анализ методики преподавания данного предмета. Annotation: In this article we will reveal several questions, discuss the issues of studying the Russian language, what is its origin, the goals and objectives of this subject. Consideration of the process of teaching the Russian language in primary school. Analysis of teaching methods for this subject. Annotaysiya: Ushbu maqolada biz bir nechta savollarni ochib beramiz, rus tilini o’rganish masalalarini, uning kelib chiqishi, ushbu fanning maqsad va vazifalarini muhokama qilamiz. Boshlang’ich sinflarda rus tilini o’qitish jarayonini ko’rib chiqish. Ushbu fan bo’yicha o’qitish usullarini tahlil qilish. Ключевые слова: русский язык, методика, алфавит, кириллица, предмет, структура, школьная программа, цель, буквы, грамматика. Русский язык считается богатым языком. С русским языком можно творить чудеса. Для начала давайте сформулируем определение русский языку-                  Русский язык  — язык восточнославянской группы славянской ветви индоевропейской языковой семьи, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира — восьмым среди всех языков мира по общей численности говорящих и седьмым по численности владеющих им как родным. Русский является также самым распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного. Для письма в русском языке используется алфавит, основанный на кириллице; современный русский алфавит — это кириллица в гражданской модификации. Кириллический алфавит был создан на основе византийского греческого алфавита с добавлением букв для обозначения специфических славянских фонем. На Руси кириллица появилась не позднее начала X века и широко распространилась в процессе христианизации. Русский алфавит — алфавит русского языка, в нынешнем виде — с 33 буквами — существующий с 1918 года (буква ё официально утверждена лишь с 1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку буквы е, ё рассматривали как варианты одной и той же буквы). В русском алфавите всего 33 буквы. Из них 10 гласных букв (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я) и 21 согласная буква (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Ь и Ъ знаки не относятся к гласным или согласным буквам, Ь используется для обозначения мягкости согласного, а Ъ — для разделения. Мы с первого класса изучаем алфавит. Изучаем все 33 буквы от А до Я, изучаем их звуки. Курс изучения русского языка в системном формате начинается со второго класса во всех общеобразовательных учебных учреждениях. В процессе изучения предмета русский язык, можно воспитать ученика как личность, а также совершенствовать навык взаимопонимания путем общения. Современный русский язык в рамках школьной программы представляет целостную систему обучения, позволяющую развивать навыки письма, речи, чтения и понимания. Предмет русский язык обеспечивает подготовку школьника к правильному взаимодействию с окружающими в повседневной жизни, а также развивает творческие способности, мыслительные процессы и т.д. Предмет русский язык: структура курса школьной программы. В целом структуру курса изучения русского языка в начальных классах школ можно разделить на три этапа — подготовительный, букварный, послебукварный. На подготовительном этапе ученики по предмету русский язык знакомятся с такими понятиями как звук, слог, словосочетание, предложение. Ученики должны хорошо усвоить все понятия, а также уметь правильно их подбирать и пользоваться. После этого осуществляется переход к букварному периоду курса современного русского языка. На втором этапе — букварном, дети обучаются произносить буквы и звуки, а затем читать по слогам. Также школьники учатся распознавать различные по структуре предложения и тексты. Заключительный послебукварный период предполагает закрепление всех знаний и совершенствование чтения, письма и грамотной устной речи. Основная цель обучения русскому языку в первом классе — регулярное, активное, системное усвоение языковых норм. Министерством образования установлены стандарты знаний и умений учеников начальных классов: Писать — иметь развитую письменную речь, высокую скорость беглого письма, уметь воспринимать текст на слух, оформлять его буквами. Грамотно говорить в соответствии с нормами литературной речи. Знать теоретический материал: основные орфографические правила, базовые понятия. Овладеть читательскими умениями, практиками — уметь читать текст, воспринимать его смысл, пересказать содержание, выразить своё мнение, приобщиться к образцам классической литературы. Русский язык изучается в школах с первого класса. Сложные правила, множество исключений… Кажется, что все это выучить нереально. Поэтому и возникает вопрос: «Зачем русскому человеку нужно изучать русский язык?» Во-первых, знание родного языка необходимо для того, чтобы в полной мере выражать свои мысли и чувства. Глубокие познания русского языка позволяют человеку говорить логично и убедительно, четко и точно формулировать свои мысли. Неграмотная речь, с ошибками написанные слова, неверно расставленные знаки препинания способны исказить смысл текста до противоположного значения. Во-вторых, язык является основой коммуникации. Изучая русский язык, Вы с каждым днем пополняете свой словарный запас, делаете вашу речь более разнообразной, говорите выразительно и красиво. Выразительная и грамотная речь привлекает внимание окружающих. Человек, обладая такими умениями, способен многого достичь в своей жизни. Например, на собеседовании работодатель обязательно обратит внимание на то, как вы говорите, насколько развита ваша речь. В-третьих, русский язык – один из сложных и богатых языков мира. Его можно учить долгое время, и все равно не будешь знать до конца. Русский язык – одновременно сложный и интересный. Давно доказано, что знание норм русского языка открывает широкие возможности для изучения любого иностранного языка, даже несмотря на существенные различия между ними. Нормы русского языка удивительным образом позволяют проводить параллели, развивать мышление, логику. Таким образом, изучение языка будет строиться не на банальном заучивании и постоянной изнурительной зубрежке, а на всестороннем понимании и выявлении взаимосвязей. Если учитель хочет чтобы его ученик хорошо освоил  урок, то необходимо воспользоваться методами обучения. Что — же такое метод обучения? Методика обученияцеленаправленная система методов обучения, обеспечивающая решение задач обучения. это целостная система проектирования и организации процесса обучения, совокупность методических рекомендаций, эффективность применения которых зависит от мастерства и уровня творчества педагога. Методика преподавания русского языка (МПРЯ) – это наука о целях, содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и формировании навыков по русскому языку в начальной школе. Не зря в вузах преподают урок «Методика преподавания русского языка» (МПРЯ) Если говорить о современной методике, то это урок  игра.  К методам в применении к русскому языку относятся: 1) слово (рассказ) учителя 2) беседа 3) анализ языка (наблюдения над языком, грамматический разбор) 4) упражнения 5) использование наглядных пособий (схемы, таблицы и другие) 6) работа с учебной книгой 7) экскурсия. Вывод: Русский – язык высокой культуры, на русском языке созданы выдающиеся произведения мировой литературы, мирового театра и кино. Русский язык дает нам возможность общаться с окружающими нас людьми, узнавать новое, делиться им с близкими, читать книги, работать. Кроме того, помимо коммуникативной наш язык выполняет эстетическую и этическую функции. Ведь наш язык порой выражает то, что выразить словами бывает не очень легко. Во многих странах изучают русский язык. Открываются садики, школы, вузы у которых обучение на русском языке. И почти во всех годорах Узбекистана распространены обучения на русском языке. Сама я училась в русской школе и также поступила в вуз — начальное образование на русском обучении. И раньше были школы, вузы, но в данное время более распространенно.И еще ранее до независимости все Узбекистанцы писали на кириллице. Потом после независимости ввели узбекский алфавит, до пользовались русским алфавитом. По этим сведениям мы можем в какой степени распрастранён русский язык и алфавит. Я горжусь что знаю этот язык, сколько бы я не изучала этот язык всё же мало. Вот настолько богат и сложен русский язык  Литература:
  • Русская грамматика/Н. Ю. Шведова (главный редактор). — М.: «Наука», 1980. — Т. I. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — 789 с. — 25 000 экз.
  • Русская грамматика/Н. Ю. Шведова (главный редактор). — М.: «Наука», 1980. — Т. II. Синтаксис. — 710 с. — 25 000 экз.
  • БылинскийК.И., Крючков С. Е., Светлаев М. В., Употребление буквы ё. Справочник, М., 1943.
  • Акишина А.А, Каган О.Е. Учимся учить.
  • Власова Н.С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в нерусскоязычной среде.