Skip to main content

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ

С.Р.Шейхмамбетов., Шукурова Ф.Х., Абдулахатова Ш.Р. ст. преподаватели кафедры русской литературы и методики её преподавания ДжГПУ им. А.Кадыри.  Аннотация: В данной статье рассматриваются эффективность процесса литературного образования с внедрением в него современных технологий обучения, в том числе и личностно ориентированных, одной из которых является технология группового взаимодействия. Наиболее продуктивным способом организации групповой работы на занятиях литературы в ВУЗе, по нашему мнению, является метод «творческая группа». Мы предлагаем использовать его в процессе самостоятельной подготовки учащихся к занятию, например, при изучении романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». Произведение затрагивает многие важные проблемы. Одна из них –«человек и время».Annotation: Resume:  This article discusses the effectiveness of the process of literary education with the introduction of modern learning technologies, including personality-oriented ones, one of which is the technology of group interaction. The most productive way to organize group work in literature classes at a university, in our opinion, is the “creative group” method. We propose to use it in the process of self-preparation of students for the lesson, for example, when studying the epic novel by M. A. Sholokhov «Quiet Flows the Don». The work touches on many important issues. One of them is “man and time”.Ключевые слова и фразы Эффективность процесса, внедрения, современные технология, анализ, проблемы, сложное по содержанию, творческая группа, роман, понять и объяснить, элементами романа, образ главного героя, исследуемой проблемой, герой войны, человек трагической судьбы.Key words: Process efficiency, implementation, modern technology, analysis, problems, complex content, creative team, novel, understand and explain, the elements of the novel, the image of the protagonist, the problem under study, the hero of the war, a man of tragic fate.             Эффективность процесса литературного образования во многом зависит от внедрения в него современных технологий обучения, в том числе и личностно ориентированных, одной из которых является технология группового взаимодействия. В основе данной технологии лежат различные способы организации внутригрупповой совместной деятельности. Наиболее продуктивным способом организации групповой работы на занятиях литературы в ВУЗе, по нашему мнению, является метод «творческая группа» [1]. Мы предлагаем использовать его в процессе самостоятельной подготовки учащихся к занятию, например, при изучении романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» на семинарских занятиях. Произведение затрагивает многие важные проблемы. Одна из них – человек и время. Несмотря на то, что данная проблема является сквозной в курсе литературы, её осмысление на занятиях потребует от студентов не только знания текста романа, но и умения осуществлять анализ в аспекте заданной проблемы, сопоставлять и обобщать прочитанное, довольно значительное по объёму и сложное по содержанию. При самостоятельной подготовке к занятию по теме «Человек и время» (трагедия Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон») студенты проходят все этапы работы по методу «творческая группа». На первом – организационном этапе – тема «разбивается» на пять частей; создаются творческие группы; определяются критерии их деятельности (полнота исследования проблемы, обязательное использование текста романа, а также обращения к критической литературе по проблеме; участие каждого в подготовке и представлении результатов). На подготовительном этапе осуществляется индивидуальное изучение проблемы; затем совместное её обсуждение в группе и определение способа представления результатов исследования. Третий этап – основной: каждая группа по очереди представляет подготовленный материал (работающий на общий результат урока) и отвечает на вопросы, связанные с рассматриваемой проблемой. На этапе рефлексии творческая группа анализирует свою деятельность. При подготовке к занятию по роману М. А. Шолохова каждая творческая группа (всего групп – пять) получает задание, где в котором предлагается рассмотреть один из этапов жизни Григория Мелехова. Задание формулируется несколько необычно: обозначается тема, которую необходимо подготовить к занятию, даётся цитата из текста романа (или из критических работ), выражающая основную мысль исследования (высказывания) по конкретной теме: Карточка 1. · Григорий Мелехов – сын своей семьи. «Ноги его уверенно топтали землю…» М. Шолохов «Он четко осознает и определяет… основные ценности казачьего быта, уклада, типа жизни: хозяйство, служба, земля, степь и хутор». А. Минакова Карточка 2. · Григорий Мелехов на первой мировой войне. «…знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства». М. Шолохов ▲ Чтобы в полной мере осмыслить данный этап жизни Мелехова, необходимо понять, какие награды получил Григорий в войне 1914 года и что такое «полный бант». Обратитесь к словарю. Карточка 3. · Любовь в жизни Григория Мелехова. «За всю жизнь горькую отлюблю…» М. Шолохов Карточка 4. · Григорий Мелехов в революцию и Гражданскую войну. «Неправильный у жизни ход…» М. Шолохов «Характер Григория находится в непрерывном движении, в трудных поисках нравственной и исторической правды, в поисках своего пути среди «хода истории»». Н. Великая Карточка 5. · Григорий Мелехов в финале романа. «Он стоял у ворот родного дома…» М. Шолохов Урок начинается обращением к первому эпиграфу, который представляет собой цитату из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «…всякая власть есть насилие над людьми». «Из какого произведения данный отрывок? Из какого эпизода? Как, по-вашему, это булгаковское утверждение связано с изучаемым романом?» – вот вопросы, подготавливающие учеников к осмыслению проблемы урока. Именно на это стоит обратить внимание на этапе целеполагания, подчеркнув, что цитата из Булгакова поможет многое понять и объяснить в образе Григория Мелехова, постичь сущность его трагедии, занять определенную позицию в разговоре о роли эпохи в судьбе человека. Далее необходимо выявить, какую цель ставил Шолохов, приступая к работе над романом. Писатель довольно исчерпывающе объясняет свой замысел в отношении главного героя: «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове». Эти слова должны стать вторым эпиграфом к уроку. Кроме того, шолоховское высказывание выполняет и ещё одну роль – задаёт аспект анализа образа героя романа. Хотя студенты и обладают определённым лексическим запасом, тем не менее считаем необходимым обращение к толкованию слова «обаяние» (обаяние – «притягательная сила, исходящая от кого-, чего-либо»: Современный толковый словарь / под ред. С. А. Кузнецова). В результате студенты приходят к выводу, что Шолохов, создавая образ главного героя, поставил перед собой цель рассказать о том, что его привлекает, притягивает в Григории Мелехове, в его судьбе. Какова же история жизни героя? Какие качества его натуры проявляются в разных перипетиях? Осмысление этих вопросов осуществляется студентами в процессе проверки результатов работы творческих групп. Кроме указанных выше заданий, каждая из групп уже в ходе занятия получает дополнительное задание, так или иначе связанное с самостоятельно исследуемой проблемой, что позволяет учащимся глубже осмыслить судьбу Григория Мелехова. Характер заданий различный: работа с внесюжетными элементами романа – пейзажем, портретной характеристикой героя; обращение к образам-символам, их роли в раскрытии образа Григория, идеи произведения; лексическая работа; знакомство с интерпретацией романа другими видами искусства (кино, скульптура). Дополнительные задания творческим группам:
  1. Рассмотрите фотографии актёров [2]. Как вы думаете, кто из них мог исполнить роль Григория в фильме «Тихий Дон»? Для обоснования своего выбора обратитесь к портретной характеристике героя романа. 2. Какой ценой заплатил Григорий Мелехов за столь высокие награды? Шолохов пишет о своем герое: «…знал, что трудно ему, целуя ребёнка, открыто глянуть в ясные глаза…». Почему «трудно»? 3. На берегу Дона в станице Вёшенской воздвигнут бронзовый памятник Григорию Мелехову и ей. Они изображены так: он – на коне, она – с ведрами поднимается в гору. Кто она? Григорий Мелехов – герой войны, человек трагической судьбы. Почему именно такой (мирный) сюжет избрал для
памятника его автор?
  1. В произведении есть один очень важный эпизод, где Шолохов изображает своего героя любующимся цветущим степным тюльпаном [3], «сохранившим в складках радужные капли утренней росы». Но затем, во время движения конницы Фомина, в которую входил Григорий, писатель показывает совершенно иное восприятие героем тюльпанов: «…Срезанные лошадиными копытами, во все стороны летели, словно крупные капли крови, пунцовые головки тюльпанов. Григорий посмотрел на эти красные брызги и закрыл глаза. У него почему-то закружилась голова и знакомая острая боль подступила к сердцу». Что символизирует тюльпан в романе? Как данный символ помогает понять отношение Григория Мелехова к войне? 5. Почему события романа заканчиваются весной? Какова роль пейзажа на последних страницах романа? Каков смысл открытого финала произведения? Как он связан с авторской позицией? Попытайтесь сформулировать её. После того как студенты проследили историю жизни Григория Мелехова, необходимо возвратиться ко второму эпиграфу. Но теперь уже внимание обращается не на первую часть шолоховской цитаты, а на заключительную: «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове, но мне это до конца не удалось» (курсив наш. – Г. П.). В чём же дело? Почему именно к такому горькому выводу приходит писатель, завершив роман-эпопею? Вот вопросы, которые позволят старшеклассникам осмыслить судьбу писателя и его творения во времени, их зависимость от эпохи, власти. Уточняется, в какое время был написан роман, составляется (на основе уже известных фактов, связанных с жизнью и творчеством других писателей) «портрет» эпохи, выявляются критерии, с которыми критика подходила к оценке любого произведения, написанного в тот период. Обращается внимание на то, что после выхода в свет романа «Тихий Дон» завязалась дискуссия по поводу сущности трагедии героя романа. В критике выделились два основных взгляда на трагедию героя: 1) трагедия Григория Мелехова – трагедия отщепенца (Д. Брегова, В. Гура, Н. Драгомирецкая, Л. Якименко и др.); 2) трагедия Григория Мелехова – трагедия заблуждения (Дж. Линдсей и др.). Студенты знакомятся с критическими высказываниями, подтверждающими тут или иную точку зрения на трагедию Григория (можно это сделать только на материале работ Л. Якименко и Дж. Линдсея). Затем читателям предлагается определиться в своем понимании трагедии героя и, если они поддерживают одного из критиков, привести по два аргумента в защиту его позиции. Кроме того, ученикам необходимо выдвинуть столько же контраргументов по поводу отвергаемых взглядов. Подобным образом в занятие интегрируется такая интерактивная форма работы, как дебаты, что позволяет студентам познакомиться со спорами вокруг шолоховского героя, выразить своё отношение к нему. Постигая тот факт, что представленные точки зрения на трагедию Григория выдвинуты критикой в период господства в литературе такого направления, как социалистический реализм, учащиеся задумываются о том, нет ли какой другой (третьей) правды в оценке судьбы Мелехова и если есть, то какова она. На данном этапе им предлагается познакомиться с высказываниями современных критиков о герое, например: «Трагедия Григория – это трагедия человека, который не может в данных исторических обстоятельствах реализовать всё богатство человеческой личности, он «не совпадает» со временем… Трагедия Григория – это трагедия в развитии самой жизни…. Общечеловеческий смысл трагедии Григория состоит в том, что жизнь в результате невиданных потрясений почти утратила свой прежний – человеческий – вид, предстала обкорнанной, искажённой, «выжженной, как палами, степью»» (Е. Костин) [4]. В чём же трагедия главного героя романа? Почему изменились, стали возможны другие оценки образа Григория Мелехова? Трагедия Григория – трагедия страны, трагедия эпохи… Другое время – другая (теперь уже с общечеловеческих, а не идеологических, классовых позиций) оценка судьбы шолоховского героя. Что же получается? Время может быть трагическим для жизни человека… Время судит… Время же всё расставляет по своим местам… Материал урока, проблемы, исследуемые студентами, достаточно сложны и требуют дальнейшего осмысления. В этой связи учащимся в качестве домашнего задания предлагается написать черновой вариант сочинения на одну из тем: «Трагедия Григория Мелехова», «Судьба Григория Мелехова», «Человек на сломе эпох» (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») или «Трагедия Григория – это трагедия в развитии самой жизни» (Е. Костин). Формулировки тем подобны только на первый взгляд. На самом деле каждая из них требует своего подхода, разворота. Так, первое сочинение должно представлять собой повествование о трагических моментах в жизни Григория Мелехова; второе – это своего рода жизнеописание шолоховского героя, осмысление роли обстоятельств, других людей в его судьбе; наконец, последние – это сочинения-рассуждения о взаимосвязи судьбы человека с судьбой эпохи, об определяющей роли времени в жизни всего сущего в нём.
Литература
  1. Никитина Н. Н. Технологии группового и коллективного взаимодействия // Никитина Н. И., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие. – М., 2002. 2. Фотографии Петра Глебова, Евгения Ткачука, сыгравших роль Мелехова в кинофильмах «Тихий Дон» (режиссёры С. Герасимов и С. Урсуляк). 3. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» степной тюльпан упоминается достаточно часто, особенно в сценах мирного времени, символизируя любовь в широком значении этого слова. Обычно упоминание о цветке звучит в таком контексте: «лазоревый цветок – степной тюльпан…»; «лазоревый»
здесь (по В. И. Далю) – «махровый».
  1. Цит. по: Русская литература ХХ века. 11 класс: Практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю. И. Лыссого. – М., 1998.
  2. Современная методика оценки результатов обучения. Шейхмамбетов С.Р. Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» №11 2015г  г.Казань. С.1516.
  3. 6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. — М.: Гардарики, 2004. –
С.528.
  1. Методы и приемы обучения Шейхмамбетов С.Р., Аширматов А.Х. 2022г. –С.316.