Skip to main content

Формирование  акме — личности    

старший преподаватель   Мунарова  Раъно Усаровна Джизакский филиал   Национального Университета  Узбекистана  и ДжГПУ магистр 2  курса факультета Педагогика  и психология ДжГПУ Мажидова Тулганой Усмон кизи Аннотация В статье речь идёт  о формировании человека нового поколения- акме- личности.  Даются  рекомендации в решении этих актуальных задач. Ключевые слова: акмеология, самодвижение,самосовершенствование, самореализация,  творческий потенциал, проблема рефлексия, личностно-профессиональный  рост. Annotation The article deals with the formation of a person of a new generation — an acme- personality. Recommendations are given in solving these urgent tasks. Keywords: acmeology, self-movement, self-improvement, self-realization, creative potential, problem reflection, personal and professional growth. Идея воспитания совершенной личности имеет давнюю традицию. Она нашла свое отражение в произведениях таких великих мыслителей, как Беруни, Аль Фараби, Ибн Сина, А. Навои. Идеи воспитания готовности к самосовершенствованию, творческой самореализации, высказанние в античности, в средневековье и в эпоху просвещения, получают свое дальнейшее развитие в трудах философов,  педагогов и психологов более позднего периода. Проблемы человека, его самодвижение, самосовершенствование, самореализация, выяснения отношения человека к самому себе, к себе подобным, к обшеству в целом, к природе, к Богу. Изучение, человека неотделимо от изучения всего комплекса связей человека и мира. Данная проблема   прослеживалась   ещё  учеными   Средней   Азии.  В учениях                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         мыслителей Средней Азии, который  дал миру таких людей, как Беруни, Ибн-Сина, Омар Хайям, Фароби, Аль-Фергани, Навои, Улугбек, Мукуми, Фуркат, Махтумкули — были глубоко убеждены в том, что наука, научных знания способствуют развитию лучших нравственных качеств ученых, которые в конечном итоге ведут к духовному совершенству, к развитию таких компонентов этой сферы, как интеллект, разум, сознание, мышление психика, нравственность, воля и т.д. Проблемы соотношения знания и нравственности ставились в философском учении Фароби.  Вопросы нравственности он тесно связывает с ителлектуальными качествами человека, с его разумностью, и поэтому рассматриваемые им этические категории воплащают в себе не только определенные нормы и правила нравственных отношений, но и в некоторой степени результаты разумной деятельности людей в течение всей истории их сушествования. В книге «Указание пути к счастью» Фароби пишет: «Хороший нрав и сила ума, оба вместе, являются человеческим достоинством в том смысле, что добродетель каждой вещи состоит в превосходстве и совершенстве в ней самой и ее действиях» Абу Наср ал-Фароби великий мыслитель, философ Средней Азии, своим умением вести диалоги с учениками, давал прекрасный образец стимулирования работы мысли, включения в дискуссию, тем самым формируя умение производить самокоррекцию. Продуманными вопросами Фароби инициировал в своем собеседнике интеллектуальную активность, заставлял за внешней легкостью вопроса увидеть его глубинную суть и подвести к самостоятельному решению о правоте своих суждений. Свое концептуальное выражение идея взаимосвязи знания и гуманизма находит у Ибн Сина. Мысль о единстве человеческого разума, его высоких нравственно-гуманистических качествах нашла свое яркое отражение в ней и выступает как четко выраженный этико-гносеологический феномен. Так, мудрость, по Ибн Сина, это основа и источник не только получения человеческого знания, но и нравственных отношений между людьми. Концепция, разработанная Ибн Синой, сводится к тому, что знание, пути постижения сути, природы вещей не являются самоцелью. Значимость знания определяется его местом и ролью в нравственном совершенствовании личности и обшества в целом. Великий писатель-гуманист Алишер Навои, занимаясь проблемой нравственности, чистоты души человека, говорил об особой роли учителя, продуктивности его труда, постоянном самосовершенствовании: «Только тогда работа каждого учителя будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем, когда он будет неустанно трудиться над собой»[1]. Человек не может жить вне общества, вдали от людей. «Общество является местом, домом событий. Никто не может быть вне его, не может быть независимым от его событий»[2]. Характеризуя подростковый и юношеский возраст, Алишер Навои писал: «После детства наступает юношество — период формирования разума. В этот период жизни человеком овладевает или разум, или страсть. Если разум победит, он будет руководить благородными делами». По мнению Навои, цель воспитания — подготовить подрастающих поколений хорошо образованными, овладевшими лучшими человеческими качествами и борющимися за счастье народа. Он призывал молодежь к изучению наук и развитию разума. Ум — одно из основных качеств человека. Человеку необходимо овладеть наукой и ремеслом и постоянно совершенствоваться в них. «Знание и мудрость — украшение человека» Поэт мечтал о разносто­роннем развитии человека, о воплощении в нём лучших человеческих качеств. В числе лучших качеств благородного человека — вежливость, хорошее поведение и скромность. Первая обязанность человека — искренне уважать своих родителей. Надо уважать старших и быть внимательным, предупредительным и милосердным к младшим и слабым. «Скромность — якорь корабля человека в мире превратностей», — писал Навои, резко осуждая подхалимство, подлость, трусость, невежество, угодничество, раболепие, двуличие, хвастовство, чванливость. «Чванливый человек — шайтан, возвеличение себя — дело глупого человека»[3]. Абдулла Авлони, мечтавший о социальном преобразовании общества путем развития истинно человеческих сил, пропагандировал идею разностороннего и гармоничного воспитания, согласующегося с природой самого учащегося. Настаивая на неразрывности обучения и воспитания, он ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», совмещающее умственное образование с воспитанием определенных качеств личности, способствуюших дальнейшему нравственному и профессиональному становлению человека.[4] Акмеология      —   новая   междисциплинарная   наука   о   «человеке развивающемся», о  закономерностях,   обеспечиваюших  оптимальное раскрытие творческих  возможностей личности, достижение     вершин социального успеха и профессионального мастерства. Акмеология изучает развитие личности под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования, создает условия для личностного роста человека. Акмеология (греч. akme — пик, вершина, высшая степень достижения точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия — от греческого logos -учение),   наука изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости (30-5- лет) и  при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме.   Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости[5]. Понятие акмеология было   введено  в   1928  г.  психологом  Н.А. Рыбниковым, как учебная дисциплина была внедрена в учебный процесс вузов  в   1993  г.  Возникновение, становление     развитие акмеологии непосредственно связано с именами    многих   выдающихся российских ученых А.А.Дергача, Н.В. Кузьминой, А.А. Бодалева и др. На начальном пути своего становления акмеология изучает профессионализм деятельности учителей. Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации. Появились новые самостоятельные научные направления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности   в   ocoбыx   и   экстремальных   условиях, управленческая акмеология. В   стадии      формирования      находятся   юридическая, медицинская,  социальная, экономическая и педагогическая акмеология. Акмеология возникла не  на пустом месте. Ее мировоззренческие идеи о совершенствовании человека, полноте его самореализации в жизни и деятельности, его творческой сущности исторически древни. Самореализация творческого потенциала предполагает самопознание ими рефлексию. Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения еще в древнегреческой философии. У Платона и Аристотеля мышление и рефлексия толкуются как атрибуты, изначально присущие демиургу, божественному разуму, в котором обнаруживается единство мыслящего и мысли. Подобная трактовка рефлексии перешла через неоплатонизм в средневековую философию, где рефлексия трактовалась как отраженная в логос миротворческая активность божества. Понятие самореализации творческого потенциала, центральное в акмеологии, тесно связано с понятием самодвижения, вернее включает в себя последнее. Оно введено еще Платоном в «Федре».  Разработку трехчастного строения души Платон дополняет учением о самодвижении души. Три начала единой души рассмотрены  им в динамике. Показана возможность преобладания того или иного начала, дана иерархия различных типов души (души богов; девять градаций человеческой души (мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта или художника, ремесленника, софиста, тирана); души животных). В философской мысли Средней Азии знание является мотивом к действию, индивидуализирующему субъект. Интерес к знанию научному, светскому, ведущая роль разума как в интеллектуально-образовательной, так и в религиозно-этической деятельности, социально-политическая, культурная среда в целом, детерминировали развитие науки на Востоке IX-XY вв. На современном этапе акмеологическое понятие о самореализации творческого потенциала личности связано с работами и идеями российских ученых А.А.Дергача, Н.В. Кузьминой, А.А. Бодалева и т.д. В Узбекистане вопросу акмеологического понятия о самореализации творческого потенциала личности посвяшены Международные и Республиканские научно-практические конференции. Среди публикаций по вопросам акмеологии привлекают внимание исследования  проф. Ф.Р.  Кадырова, Д.Иматуллаева, Н.Эгамбердиевой, И.Г. Ревес, 3. Ахмедовой и т.д Анализ трудов по акмеологии позволил определить: — объект акмеологии — профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и др. деятельности людей; — предмет акмеологии — объективные (качество воспитания и образования, полученные человеком) и субъективные (талант, способности человека) факториы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов; Цель акмеологии разработка научных и методических основ повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, развития их творческого потенциала, формирования психологической готовности решения сложных и многообразных задач в, условиях реформирования обшества в целом и отдельных его сфер; Задачи акмеологии
  1. Актуализация личностно-профессионального роста человека в послевузовский период.
2.Теоретическое и  практическое обоснование  комплекса средств, позволяющих  обеспечить эффективную  реализацию  профессионального роста личности.
  1. Разработка методического инструментария,     помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма.
Акмеология    исследует проблемы противоречий    между растущим объемом информации, с одной стороны, и временем, необходимы для ее овладения — с другой. Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости междуособенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Акмеология развивалась как наука, пройдя ряд этапов: — Латентный этап, на котором складывались необходимые научные и культурологические   предпосылки   выделения   в   научном   познании акмеологической тематики; —  Номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана, и появился сам термин «акмеология», характеризовавший новую науку; — Инкубационный,  когда были  сформулированы  предмет науки, ее объектное  поле,  стали  проводится  акмеологические  теоретические  и прикладные исследования; — Институциональный,   когда     акмеология  полностью  приобрела самостоятельный   научный   статус,   стали   проводиться   масштабные акмеологические     исследования,     были     созданы     акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях . Таким образом,  акмеология   как междисциплинарная наука интегрирует и обобщает становление гармонично-развитой личности   основывается на специфике менталитета национальной культуры. Литература
  1. Авлони А. Цветущий край – Туркистан. – Ташкент: Укитувчи, 1992.- 162с. С.82
  2. Алишер Навои.// Избранные сочинения в 26 т.- Т.: Гафур Гулям, 1983.-С. 511.
  3. Антология педагогической мысли. Под редак. К.К. Хашимова, С.Р.Раджабова. М.: Педагогика, 1986.-320 с. С.76
  4. Измайлов А. 3. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика,1991.-С. 159.
  5. Ra’no Munarova, ФАКТОРЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ , Журнал Педагогики и психологии в современном образовании: № 1 (2021): Zamonaviy ta’limda pedagogika va psixologiya fanlari.
  6. Ra’no Munarova, XУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СТИМУЛ И СРЕДСТВО САМОВОСПИТАНИЯ , Журнал Педагогики и психологии в современном образовании: № 1 (2020): Journal of Pedagogy and psychology in modern education.
    [1] Антология педагогической мысли. Под редак. К.К. Хашимова, С.Р.Раджабова. М.: Педагогика, 1986.-320 с. С.76   [2] Алишер Навои.// Избранные сочинения в 26 т.- Т.: Гафур Гулям, 1983.-С. 511. [3] Измайлов А. 3. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика,1991.-С. 159. [4] Авлони А. Цветущий край – Туркистан. – Ташкент: Укитувчи, 1992.- 162с. С.82